Что делать с повесткой, которую вручили на блокпосту или улице?

Получили повестку?

Нередко в средствах массовой информации сообщают о фактах вручения военнообязанных повесток не только по адресу места жительства или места работы, но и на улице, блокпостах или в гостиницах или супермаркетах. Учитывая это, возникает вопрос о законности вручения повесток таким образом и ответственности, которая может наступить, если повестка была получена, но требования, указанные в ней, не выполнены. Прежде законодательство не содержит требования о том, что повестку нужно вручать только по адресу места регистрации (проживания) военнообязанного или места его работы, и вообще не определяет места вручения повесток.

В то же время в п. 33 Порядка организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2016 г. № 921, установлено, что исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов осуществляют оповещения указанных в распоряжении призывников и военно по месту их проживания под их личную подпись в карточках первичного учета. Такое место жительства может быть как адресом места регистрации, так и адресом местожительства. То есть обязанность вручения повесток только по месту жительства распространяется только на исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, поэтому другие субъекты, уполномоченные на вручение повесток, могут осуществлять оповещения военнообязанных и в другом месте, в частности на улице, блокпосте. , в отеле или супермаркете.

Поэтому в случае попытки вручения повестки мы советуем сконцентрироваться не на том, где именно ее вручают, а на том, кто вручает и каково ее содержание, в том числе содержит все необходимые реквизиты. В частности, в список лиц, уполномоченных на вручение повесток, входят :

  • местные органы исполнительной власти (в настоящее время это местные военно-гражданские администрации) (абз. 23 ч. 1 ст. 17 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», пп. 1 п. 8 Указа Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 г. № 69/2022, часть 1 статьи 38 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»);
  • исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов (абз. 10 ч. 1 ст. 18 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», пп. 1 п. 8 Указа Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 г. № 69 /2022, часть 1 статьи 38 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»);
  • территориальные центры комплектования и социальной поддержки (пп. 1 п. 8 Указа Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 г. № 69/2022, абз. 10 п. 9 Положения о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23.02.2022 г. № 154, абз. 4 п. 56 Порядка организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2016 г. № 921);
  • жилищно-эксплуатационные организации, другие организации или предприятия и учреждения, осуществляющие эксплуатацию домов, а также владельцы домов в соответствии с распоряжениями районных (городских) территориальных центров комплектования и социальной поддержки и решений исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов (п. 65 Порядка организации и ведение военного учета призывников и военнообязанных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2016 г. № 921); руководители предприятий, учреждений и организаций, где работниками являются вызывающие лица (абз. 5, 6 ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», пп. 1 п. 8 Указа Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 г. № 69/2022, часть 1 статьи 38 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»);
  • учебные заведения (ч. 1 ст. 38 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»). Если повестку вручил другой субъект, она не может считаться врученной должным образом. В таком случае лучше вообще отказаться от получения повестки, сославшись на то, что ее вручает лицо, не имеющее соответствующих полномочий.

В таком случае советуем зафиксировать любые контактные данные лица, пытавшегося вручить повестку (фамилию, имя, отчество, должность, место работы), а также по возможности сделать фото- или видеофиксацию попытки вручения повестки неуполномоченным лицом. Таким образом, минимизируется риск привлечения к ответственности за отказ от получения повестки и/или невыполнение указанных в ней требований.

При вручении повестки лицо, осуществляющее его вручение, должно установить лицо на основании удостоверяющих его документов. Специальным нормативно-правовым актом, предоставляющим уполномоченным лицам право на проведение проверки документов во время действия военного состояния, есть Порядок проверки документов у лиц, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан при обеспечении мер правового режима военного состояния, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2021 г. №1456.

После того как будет установлено лицо военнообязанного и подтверждено, что повестка адресована именно ему, последний должен проверить, есть ли в нем все необходимые реквизиты. Если же повестка заполнена должным образом, в частности, она подписана руководителем территориального центра комплектования и социальной поддержки, нужно ее забрать и поставить свою подпись о получении в соответствующей расписке. Так, как следует из положений ч. 3 ст. 22 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII, абз. 2 ч. 1 Правил военного учета призывников и военнообязанных, который является приложением к Порядку организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2016 г. № 921, повестка должна быть вручена военнообязанному лично под подпись. Эта позиция подтверждена и судебной практикой. В частности, суды считают, что повестка – это документ строгой отчетности, поэтому ее нужно вручать лично военнообязанному. Сама повестка обжалованию не подлежит, можно обжаловать только действия по ее ненадлежащему вручению.

Так, военнообязанный может обратиться с жалобой руководителю территориального центра комплектования и социальной поддержки, работники которого пытались вручить или вручили ему повестку; позвонить по номеру «102» и вызвать полицию для фиксации факта вручения повестки вопреки установленному законом порядку или обратиться с иском в суд. Что касается ответственности за неявку по повестке, то все зависит от того, с какой целью военнообязанный должен был явиться в территориальный центр комплектования и социальной поддержки. В частности, если уведомление было осуществлено: для уточнения данных или прохождения медицинской комиссии будет административная ответственность по ч. 2 ст. 2101 КУоАП в виде штрафа в размере от 200 (3400,00 грн) до 300 (5400,00 грн) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В то же время, если лицо неоднократно не являлось для прохождения медицинского осмотра без уважительных причин, такое поведение может быть расценено как уклонение от призыва военной службы во время мобилизации и стать основанием для привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 336 УКУ; для призыва в Вооруженные силы Украины – уголовная ответственность по ч. 1 ст. 336 УКУ в виде лишения свободы сроком от 3 до 5 лет, для вызова на учебное собрание – уголовная ответственность по ч. 2 ст. 337 УКУ в виде штрафа от 500 (8500,00 грн) до 700 (11900,00 грн) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до 2 лет.

Иммиграционное адвокатское бюро было создано в 2007 году. Оно оказывает помощь иностранным клиентам в Киеве (KV), Одессе (OD), Днепре (DP), Львове (LV), Харькове (KH), Луганской (LG) и Донецкой (DN) областях, АР Крым (KR) и во других регионах Украины.